УЧИТЕСЬ НЕ ГОРЕТЬ!

 

ООО «ПОЖАРНЫЙ ДОМ»

 

 

 

О.М. Волкова

 

Консультационные, инженерные, обучающие услуги

 

Главная

Услуги

Контакты

Тема на злобу дня

 

- Чума во время пира

- Анатомия коррупции в госпожнадзоре

- Пожар Останкинской телебашни

- Эльдорадо красного петуха

 

 

Чума во время пира

Прогноз грядущего пожара-катастрофы

«Дискотека в бомбоубежище»

 

Открыть статью и сохранить в формате Word

 

Российские пожары-катастрофы с массовыми человеческими жертвами в интернатах для детей и взрослых и в общежитиях учебных заведений на какое-то время затмили и вроде бы исчерпали все проблемы пожаров – случившихся и предстоящих. Но из наблюдаемых явлений вызрела идея приближающегося катастрофического пожара в индустрии массовых развлечений (массовое шоу, дискотека, ночной клуб). 

Примечание автора: Статья написана и опубликована в Интернете в 2005 году. Одновременно я направил её в органы гражданской обороны и государственной противопожарной службы Москвы. Ни пожарные, ни владельцы и управляющие в индустрии массовых развлечений на статью никак не реагировали. В конце статьи добавлены некоторые новые трагические пожары, случившиеся уже после 2004 г.

 

Шоу-бизнес - рассадник публичной опасной игры с огнём. Лолита Милявская первой в каждом своём шоу для полноты образа крутой женщины даже в положении «на полу» манипулировала сигаретами и спичками. Дурной пример заразителен. На концерте Игоря Кру­того клип с песней о пожаре любви иллюстрирован … пылающим роялем. Уже тогда возникла тревога, что пожар в "Метелице" - это только дело времени.

 

Народная артистка СССР Галина Вишневская вспоминала, как во время оперного действия на ней вспыхнул парик от пламени восковой свечи, которыми был декорирован спектакль. Восковые свечи не ушли в прошлое. Они горят на столиках в ресторанах, раскачиваются сотнями  в зрительных залах – затенённых и заполненных до отказа. Восковые свечи – это достояние из прошлого. В дополнение к ним и с явным превосходством на сцену и в зрительный зал ворвалась пиротехника, с которой и на улице-то нужно обращаться осторожно, а в помещениях с ней вообще никак нельзя обращаться.

Пожароопасное происшествие а ля Вишневская произошло с Филиппом Киркоровым («МК» от 15.12.2003). Во время съёмок новогоднего "Голубого огонька" от сопрово­ждавшего номер пиротехнического фонтана на Киркорове вспыхнула одежда - штаны и куртка. Когда он почувствовал, что горит, принялся скидывать с себя и кидать куда-попало горящую одежду. Персонал огнетушителями дотушивал его почти голого. На удачу, пожар не получил развития. 

На съёмках праздничного выпуска «Пяти вечеров» телеведущего Андрея Малахова едва не превратили в погорельца чересчур активные поклонники в зрительном зале. Фанаты так неистово размахивали бенгальскими огнями, что случайно подожгли синтетическую ёлку. Деревце мгновенно запылало, а от пожара студию спасла расторопная уборщица с ведром мыльной воды. На пару с Малаховым они потушили ёлку. Между прочим, это обычная из мага­зина ёлка, которая, наверняка, в тысячах квартир многократно продемонстрировала свои легкогорючие свойства.

Всё это крупицы, из которых складывается образ будущей катастрофы.

15 февраля эта тема получила мощную подпитку. На заседании столичного правительства в целевой программе развития гражданской обороны Москвы узаконили устройство дискотек и ночных клубов в бомбоубежищах. Согласно СНиП, защитные сооружения гражданской обороны разрешается использовать в мирное время под помещения различного назначения. Дискотеки и ночного клуба в нормативном перечне нет. «Красный уголок» или «зал для спортивных занятий» - это, конечно, не дискотека.  

Соль ситуации, однако, заключается в том, что «поезд уже ушёл». В бомбоубежищах давно размещены ночные клубы и дискотеки, на них оформлено право собственности, новые хозяева вполне могут отказаться от возврата помещениям их прежнего назначения. Cо следующего года во всех районах столицы начнут массовую реконструкцию старых бомбоубежищ. В случае использования их по двойному назначению (в т.ч. под ночные клубы и дискотеки) эти помещения должны быть оснащены не только как бомбоубежища, но и как места массового пребывания людей с обеспечением их безопасности и возможности эвакуации в случае пожара. Наша цель заключается в том, чтобы конкретными историческими примерами указать на «грозные» проблемы пожарной безопасности ночных клубов и дискотек, особенно при устройстве их в подвальных бомбоубежищах.

Дискотека, ночной клуб – объекты жестокой конкуренции. Цель гангстерских операций - хозяева заведений, а жертвами оказываются клиенты. 25 августа 1996 г. совершён бандитский налёт с блокированием выходов и поджогом разлитого бензина в клубе "ПАБ" по ул. Паустовского, 2. 11 человек погибли, 2 получили травмы. По условиям нашей жизни нельзя исключить гангстерские и террористические поджоги. Однако в связи с темой настоящего очерка достаточно упомянуть трагедии и курьёзы, которые возникли от пожароопасного декоративного оформления сценического действия и светской тусовки. Примеры взяты в основном из рукописи автора «Пожары в Америке: ХХ век».

В книге Густава Оффенбергера "Вселенная в огне" первое описание крупной театральной катастрофы относится к случившемуся в 1668 г. пожару в театре города Копенгаген. Во время представления бог войны Марс, разбрасывая "огнедышащих чертей", по неосмотрительности поджёг украшения зрительного зала - высохшие ветки можжевельника (точь-в-точь как на съёмках у Малахова). В пепелище пожара, продолжавшегося не более получаса, нашли 290 трупов тех, кто принадлежал преимущественно к городской элите. Случившийся в 1961 г. пожар в парижском театре "Казино" поистине был театральным, а его обстоятельства можно расценивать как спектакль жизни из цикла "нарочно не придумаешь": огонь появился на декорациях во время ревю под названием "Пожар Рима". 

К условиям дискотеки ближе светская тусовка.

Во времена французского абсолютизма женские причёски были необычайно изощрёнными. При дворе французских королей особым мастерством в этой области отличался мастер Лэгро. Сделанные им дамские причёски поражали пышностью и украшением картинами сельской идиллии, любовных игр, военных сцен и т.п. С помощью искусственных нитей, помады и пудры, используя проволочный каркас, тонкие ткани и бумагу, Лэгро создавал причёски высотой 60-80 см. Высокие и пышные прически представляли для модниц большую опасность, поскольку могли вспыхнуть от свечей, лампад и других источников огня. Подобное и случилось в 1770 г. на свадьбе будущего Людовика XVI. От искр фейерверка причёски вспыхивали как порох. Более 500 человек стали жертвами моды. В огне пожара погиб и автор причёсок мастер Лэгро.

В ночных клубах, ресторанах, танцевальных залах, ка­зино неоднократно происходили и продолжают происходить катастрофические пожары с массовыми человеческими жертвами. Неожиданный гибельный кошмар огня и дыма обрушивается на людей в самое неподходящее время, когда люди пребывают в блаженстве респектабельного отдыха, азартной игры, радостного развлечения. Если бывает "пир во время чумы", то каждый такой пожар - "чума во время пира".

 

Пожары-катастрофы в местах развлечений:

1940, США, Нэтчез, Массачусетс, танцевальный зал ритмклуба - 207 жертв.

1942, США, Бостон, Массачусетс, ночной клуб «Кокосовая роща» - 492.

1961, Советский Союз, деревня Эльбарусово, - 109.

1971, Франция, близ Гренобля, дансинг "Полимерный Рай" – 143. 

1973, Англия, остров Мэн, Центр отдыха и развлечений – 51.

1973, США, Нью-Орлеан, Луизиана, 2-этажный коктейль-салон - 32.

1976, США, Нью-Йорк, социальный клуб Пуэрто-Рико - 25.

1977, США, Саутгейт, штат Кентукки, ночной клуб "Беверли Хиллз" - 165.

1979, Испания, Сарагоса, отель "Каролина" – 72.

1980, США, Лас-Вегас, игорный зал Гранд-отеля - 84.

1980, Канада, Квебек, новогодний бал в клубе – 42.

1980, Канада, Квебек, сельская дискотека – 44.

1981, Ирландия, Дублин, кабаре "Звездная пыль" – 44.

1983, Испания, Мадрид, дискотека – 81.

1986, Пуэрто-Рико, Сан-Хуан, игорный зал "Дюпон Плаза" - 97.

1990, США, Нью-Йорк, Бронкс, дансинг клуба "Счастливая страна" - 87.

1990, Испания, Сарагоса, ночной дансинг – 43.

1994, Китай, Фуксин, дискотека - 233.

1995, Tайвань, Тайхунг, Клуб Вейерканг – 64 (ночной клуб, рес­торан, бар караоке). 

1995, Китай, Урумки, провинция Хайньиянг, клуб караоке - 51.

1995, Индия, Дабвали, школьное торжество во "Дворце бракосочетания" – 600.

1996, Филиппины, Манила, Кьюзон Сити, дискотека - 160.

1998, Швеция, Готенбург, дискотека -  63.

2000, Китай, Лаоянг, дискотека – 309 (в комплексе с торговым центром).

2002, Вьетнам, Хо Ши Мин, Центр международной торговли - 61. Жертвы свадьбы в ресторане, расположенном в здании с дискотекой, где на­чался пожар.

2002, Венесуэла, Каракас, ночной клуб - 47 жертв.

2003, Вест Уорвик, штат Род Айленд, ночной клуб Станция - 99.

2004, 31 декабря, Аргентина, Буэнос-Айрес, ночной клуб - более 170.

 

Катастрофа в клубе «Кокосовая роща»

22 ноября 1942 г., в субботу после Дня Благодарения, ночной клуб «Кокосовая Роща» в Бостоне был полон. Официанты накрывали дополнительные столики. Те, кому не нашлось места в ресторане, спускались по узкой лесенке в зал «Мелодия». Здесь, в полуподвале, размещался бар. Искусственные пальмы, брёвна, плетёные кресла и «небо» из голубого сатина - создавали атмосферу южных морей. Тусклые лампочки были скрыты в пальмах. Для одного из молодых людей в военной форме даже такое освещение было слишком ярким. Он привстал, вывернул лампочку и вернулся в объятия подруги. Сквозь шум зала старший бармен Брэдли крикнул 16-летнему младшему официанту Томашевски: «Пойди скажи тому парню, чтобы он ввернул лампочку, - таков закон!». Томашевски протиснулся сквозь толпу и почти в полной темноте, чиркнув спичкой, сам нашёл патрон и ввернул лампочку. Затем погасил спичку, бросил её на пол и придавил ногой.

Секундой позже Брэдли и Томашевски увидели в пальме язычок пламени и бросились обливать загоревшуюся пальму сельтерской водой из бутылки. Внезапно с резким хлопком по сатиновому потолку пронесся огненный шар. В зале возникло столпотворение. С криками и проклятиями 200 посетителей бросились к лестнице, опрокидывая столы и стулья. В узком проходе несколько человек упали и были затоптаны напиравшими сзади. Обивка стен и кресел из искусственной кожи с шипением испускала ядовитый газ. На верху лестничной клетки был предусмотрен запасной выход. Добравшиеся до него отпрянули: дверь оказалась намертво приваренной, чтобы посетители не могли покинуть клуб, не уплатив по счёту.

Наверху в ресторане вне­запно потолок охватило пламя. В зале погас свет, возникла паника. Спасающиеся от огня посетители метнулись к вращающейся входной двери, задыхаясь от дыма и ступая по упавшим. Те, кому удалось выбраться наружу в горящей одежде, стали живыми факелами.

Декоративным бревном три оркестранта выставили запертую дверь служебного выхода возле эстрады для оркестра. Многие покинули здание через этот ход. Брэдли и Томашевски вывели часть посетителей из зала через кухню. Многие люди спаслись, спрыгнув с крыши на уровне второго этажа. Военнослужащий снова и снова бросался внутрь горящего здания, помогая спасать людей, пока сам не свалился с ног. 

Пожарные машины были у «Кокосовой Рощи» через 10 минут после начала пожара. Разбив окна и проломив запертые двери, пожарные погасили пламя. Войти в клуб они смогли, лишь убрав трупы, лежавшие навалом у каждой двери. Общее число жертв составило 490 человек. В тот вечер из более чем 1000 посетителей клуба - при лицензионной норме 430 – лишь 220 удалось выбраться без травм. По числу погибших «Кокосовая Роща» занимает второе место среди всех пожаров в зданиях за всю историю США. Большее число жертв – 575 – унёс лишь пожар, происшедший в 1903 г. в чикагском театре «Ирокез».

Начали расследование. Лейтенант Линней из пожарного департамента Бостона заявил, что всего 8 дней назад инспектировал «Кокосовую Рощу» и испытывал искусственные пальмы на возгорание от спички – ни одна не горела, число за­пасных выходов и огнетушителей соответствовало требованиям. Другие, однако, заметили, что лишь немногие из запасных выходов имели соответствующие надписи и практически все они на момент пожара были заперты. Кроме того, материалы, использовавшиеся для декорации клуба, горели, выделяя ядовитые газы. Хотя многие посетители погибли в результате паники, ещё больше погибло от ядовитых газов перед тем как сгореть.

Со временем благодаря этому пожару были приняты новые правила безопасности. Законодательное собрание штата Массачусетс приняло закон, запрещающий использовать вращающиеся двери в местах скопления людей, если рядом не предусмотрены обычные двери на петлях, открывающиеся наружу. Другие рекомендации (большинство из них были одобрены и в других частях страны) предусматривали автоматические спринклерные системы, аварийное электропитание и освещённые надписи над выходами.

 

Катастрофа в дансинге "Полимерный Рай"

В городке Сен-Лоран-дю-Пон близ Гренобля ночной танцевальный зал был вы­пол­нен в виде экзотической карсто­вой пещеры, для чего на потолок и стены зала обильно на­пы­лили син­тетический пенопласт. За оригинальный интерьер дансингу дали название "Полимерный рай". В ночь с 1 на 2 ноября 1970 г. возникший пожар буквально за се­кунды охва­тил и уничто­жил "пещеру". По словам чудом спасшегося оче­видца, огонь по­жара в танцевальном зале ме­тался "как крас­ная пантера в маленькой клетке". Молние­носно "рай" превра­тился в кромешный ад. Трагическая развязка насту­пила тоже молние­носно. Пожарные, быстро прибывшие к месту проис­шествия, с удив­лением не услышали из горящего здания ни­чего, кроме приглушенного шелеста пла­мени. Никто не кри­чал, ни­кто не стонал. Казалось, все благополучно эвакуиро­ва­лись из здания. Но, вскрыв двери, пожарные с ужасом уз­нали, что из горящего здания не вышел почти никто. Про­ходы были загромождены грудами мёртвых тел. Красная пан­тера в полимер­ном раю загубила 145 юношей и девушек, пришедших сюда отдохнуть, потан­цевать, повесе­литься.

 

Катастрофа в Центре отдыха и развлечений

Центр отдыха и развлечений в городе Саммерленд на острове Мэн был разме­щён в 7-этажном здании с каркасом из металлических конструкций и с огражде­ниями из легкогорючего пластика - акрилового листа. Для эвакуации служили две железо­бетонные лест­ницы. Автомати­ческой пожарной сигнализации в здании не было, но для тра­гедии это не имело значения, так как люди обнаружили по­жар в на­чальной стадии, когда он ещё не был опасным для жизни людей. Пожароопасная кон­струкция здания способст­вовала трагедии, но её главной причиной были неправиль­ные, преступно безответствен­ные по сути и последствиям дейст­вия двух ключевых (в сложившейся ситуации) работни­ков центра – дежурного администратора и конферансье. Дежурный администратор, кото­рому от­дыхающая со­общила о возникшем по­жаре, не предпринял действий для экстренного вывода 2000 человек из загоревшегося здания и сообщил о пожаре в пожарную охрану только через 26 мин. Когда дым стал про­никать в большой зал отдыха на 600 мест, ко­гда сидящие в зале люди насторожились, но были ещё сдержанными, когда ещё можно было эвакуиро­вать на­ходив­шихся в зале людей, конферансье, не придав значения тре­вожным признакам пожара, не придумал ничего лучше глу­пой шутки "Что-то подгорело на кухне" и буквально заклинал всех оставаться на своих местах. Когда же через прого­ревшие акриловые стены в зал ворвались клубы ядовитого дыма и мощные языки пла­мени, мгновенно возникла паника, и мно­гим не уда­лось вырваться из дымно-огненной западни. Число погибших - 51.

Между прочим, преступную беспечность конферансье, заклинавшего всех оста­ваться на своих местах, 11 сентября 2001 г. повторил работник Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Когда в 8.53 террористы протаранили самолётом Северную башню, работники Южной башни со всех этажей поспешили по маршевым лестницам покинуть зда­ние. 10 минут - время, вполне достаточное для эвакуации лю­дей даже из 110-этажного небоскрёба. Мно­гие тысячи сде­лали это и остались живы. Однако в критической си­туа­ции, в промежуток между ударами самолётов в 1-ю и 2-ю башни, ра­ботник администрации Юж­ной башни по се­лектору объявил, что ситуация находится под контро­лем, и предложил всем вернуться на свои рабочие места. Тысячи людей по­следовали со­вету и поднялись на верхние этажи. Через несколько минут в результате удара второго "Боинга" в Южную башню тысячам "вернувшихся" путь к спасению был отрезан. Едино­временно погибло более 5000 че­ловек - больше, чем при налёте японцев на Пёрл-Хар­бор.

 

Беверли Хиллз: анатомия пожара в ночном клубе

В 1984 г. университет штата Огайо издал книгу Ро­берта Г. Лоусона "Беверли Хиллз: ана­томия пожара в ночном клубе". На 304 страницах книги изложены мате­риалы ис­следования трагического пожара, происшедшего в ночь на 25 мая 1977 г.  в г. Са­утгейт, штат Кентукки. За 7 лет до этого трагического пожара в клубе уже был пожар. При восстановлении здания и дея­тельности клуба после пожара его владельцы проигнориро­вали требования по­жарной безо­пасности к зданиям с массовым пребыванием людей: бе­тонное здание имело сложные, уз­кие, длинные пути эвакуации, напоми­нающие лабиринт, и мощную раз­ветвлён­ную венти­ляцию, не защищённую от распространения по ней дыма. Не было в клубе и средств по­жаротушения. Ле­том 1976 г. муниципальная пожар­ная служба проверила клуб, обнару­жила в нём грубые нарушения норм и правил пожарной безо­пасности и ... признала клуб годным к эксплуатации. Бес­принципность пожарных объясня­ется просто: клуб давал около 10 % в статью городского бюджета, за счёт кото­рой со­держали и пожарную службу!

Ночью, в разгар веселья, через пото­лочную систему вентиляции пламя и дым не­ожиданно ворва­лись в зрительный зал, где находились 825 человек. Всего же в клубе на момент возникновения пожара было около 2000 человек. Дым бы­стро за­полнял помеще­ние, началась массо­вая паника, люди давили друг друга в быстро закупо­рив­шемся лаби­ринте выхо­дов. Общее число погибших на пожаре со­ста­вило 164 человека, 70 человек получили травмы. По заключе­нию следователя, смерть наступила в ре­зультате отравления дымом с содер­жанием окиси углерода. Состав отравляющей атмосферы свидетельствует о том, что в клубе не горели особо ядовитые вещества, а проис­ходило не­полное горение обычных горючих ве­ществ.

Главные факторы, способствующие большому числу жертв на  этом пожаре:

- Наличие скрытой горючей плитки подвесного потолка и деревянных материа­лов, используемых для поддержек.

- Работники клуба пытались тушить пожар до указания посетителям оставить зда­ние и до сообщения в пожарный департамент. Не было плана эвакуации.

- Общее число посетителей во всём здании клуба в ночь пожара также превышало примерно вдвое число людей, которых могло безопасно вмещать это здание.

- Пропускная способность эвакуационных выходов, особенно для зала Кабаре, не была адекватна загрузке посетителями.

- Внутренняя отделка в главном коридоре имела скорость распространения пла­мени, превышающую допустимую для мест массового сбора людей.

- Клуб не был обеспечен автоматической спринклерной защитой, как требуется.

 

Пожар казино Гранд-отеля в Лас-Вегасе

Каждый крупный пожар, да ещё с массовой гибелью людей, может служить, по­добно пожару в Беверли-Хиллз, предметом объёмистой и ужа­сающе увле­катель­ной книги. Но и среди них необычайным поведением людей в угро­жающей об­становке выделя­ется случившийся в 1980 г. пожар в Гранд-отеле Лас-Вегаса. Было около 7 ч утра, но за игорными столами и у иг­ральных автоматов было полно на­роду. Причиной пожара по­служило короткое замыкание электропроводов в кафе игор­ного зала. Горение развивалось скрытно в пространстве над подвесным по­толком. Вы­рвавшись наружу, огонь бы­стро распространялся по синтетическим деталям от­делки. Азартная специфика заведе­ния наложила отпечаток на кар­тину пожара. Когда по залу казино размером с футболь­ное поле пока­тился огромный огненный шар, игроки не за­хотели покидать столиков, не за­кончив партию, и за это поплатились жизнью. Через 8 минут поме­щение было охвачено пламенем, огонь перебро­сился на второй этаж, ядовитый дым по шахтам лифта и лестничной клетке прони­кал на верх­ние этажи. Более 3000 чело­век оказались отрезанными от вы­ходов. Люди метались по отелю в попытках уйти от настигающего их дыма. После пожара на лестничной клетке нашли 18 трупов. Люди умерли от уду­шья. 12 обгоревших трупов обнаружили в казино. Многие за­дохнулись в своих номерах, так и не проснув­шись. Через 30 мин после сообщения о пожаре у отеля сосре­до­точили всю пожарную тех­нику Лас-Вегаса и около 200 пожарных. В 7.45 к месту ка­тастрофы вызвали 8 вертолётов, с помощью кото­рых сняли с крыши около 1000 чело­век. В 9 ч утра пожар был потушен. Погибло 84 человека и около 700 полу­чили травмы. Жертв могло быть больше, если бы автомати­чески не отключились установлен­ные в отеле кондиционеры и распространение огня и дыма было бы ещё более интенсивным. Азартные иг­роки, кому удалось вы­браться, поспешили в бли­жайшие игорные дома, даже не ог­лянувшись на пылающий небоскрёб. Служа­щие казино, согласно инструкции, прежде всего спасали деньги. За­пах денег смешался с запахами по­жара: пока одни бежали из своих номе­ров, другие прони­кали в номера и обшаривали чемоданы. Воры проникли даже в опустевшее пожарное депо, расположенное вблизи отеля.

В 1985 г. "Гранд-Отель" восстановили и реконструиро­вали после пожара. В отеле обору­довали автоматическую по­жарную сигнализацию с дымовыми извещате­лями и спринк­лерную систему стоимостью 5 млн. долларов. Стоимость ана­логичной системы при устройстве её в пе­риод строительства отеля не превысила бы 1 млн. дол­ларов.

 

Близнецы пожаров-катастроф в дансингах

14 февраля 1981 г. кошмарный пожар в танцевальном зале дублинского отеля "Стардаст" с поразительной "точно­стью" повторил то, что произошло в ночных дансин­гах фран­цузского Гренобля (1970) и американского Беверли Хиллз (1977). Название отеля в переводе означает "Звёздная пыль". В 2 ч ночи огонь по­жара неожиданно ворвался в танцевальный "рай", где нахо­дилось около 1000 молодых людей. Нагромождение легкогорючих синте­тических мате­риалов (занавески, отделка, перегородки, мебель) придало распростране­нию огня характер взрыва. Плавящаяся полимерная отделка по­толка огневым дождём падала на головы юношей и девушек, обезумевших и исте­рично крича­щих от ужаса. Паника усилилась, ко­гда погас свет. Все разом устремились к выходам, но неко­торые из них оказались закры­тыми. Образовалась свалка из человеческих тел. Погибло 46 чело­век, 150 госпитализиро­ваны с отравле­ниями и травмами. 

Если близнецом пожаров в танцевальном зале фран­цузского Гренобля и амери­кан­ского Беверли Хиллз был по­жар в танцевальном зале дублинского отеля, то близнецом пожара в "Гранд-Отеле" Лас-Вегаса оказался про­исшедший в последний день 1986 г. пожар в танцевальном зале и казино 22-этажного здания отеля "Дюпон Плаза" в г. Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико. В результате пожара 97 че­ловек погибли и 140 чело­век полу­чили травмы. Пожар начался днём на первом этаже зда­ния, в котором находились 500 человек, из них около 250 - в казино на уровне 4,5 м от земли. Из танцевального зала пожар рас­пространился в помещение ка­зино, насыщенное легкогорю­чими материалами. В панике люди устремились к единст­вен­ной эвакуационной двери, которая могла открываться только внутрь помещения. Из-за скопления людей открыть её не удалось, и в поисках спасения люди на­чали разбивать остекление и выпрыгивать вниз. Блокирование людей в казино вызвало многочислен­ные жертвы, при­чём, в отличие от других пожаров, где люди поги­бали в ре­зультате отравления дымом, в данном случае главной причиной гибели людей было пря­мое действие огня. Ущерб от пожара составил 4 млрд. дол­ларов. При­чина пожара - под­жог, за со­вершение которого 3 человека осуждены на десятки лет тюремного заключения.

Ранним утром 14 января 1990 г. пожарные испан­ской Сарагосы выехали на по­жар ночной дискотеки. 10 лет назад, 12 июля 1979 г., в этом городе при пожаре в 11-этаж­ном отеле "Каролина" 72 человека погибли, 110 получили ожоги, а трое, как на большой войне, пропали без вести. По­жарные Сарагосы, наученные собственным горьким опытом, знавшие, что может произойти, и предполагавшие возмож­ность большого числа жертв, к месту пожара направили сани­тарные автомобили, оснащен­ные кислородными аппара­тами, и подняли по тревоге три крупнейшие больницы го­рода. По­жар, оказавшийся не­большим, был умело и быстро потушен. Но все приготов­ления к спасению людей оказа­лись напрас­ными. В зале дискотеки пожарные обнару­жили 43 трупа, со­вершенно не тро­нутых огнём, погибших от вдыхания токсич­ных про­дуктов горения, выделявшихся при горении экзоти­ческой полимерной отделки. Отрав­ление на­ступило мгно­венно, так что многие из погибших не успели даже подняться с кресел, на которых они отдыхали после очередного танца.

 

Трагедия в ночном клубе "Счастливая страна"

25 марта того же года от поджога, совершённого пси­хически больным челове­ком, про­изошёл пожар в нью-йорк­ском ночном клубе под названием "Счастливая страна". В здании была установка автоматической пожарной сигнализации, которая срабо­тала и обна­ружила пожар. В зда­нии была также устроена установка авто­матического по­жаро­тушения, ко­торая сработала и сдержала развитие пожара. Бы­стро прибывшие пожар­ные быстро потушили пожар. А ре­зультат? 87 трупов, в основном моло­дых людей - мужчин и женщин. Все они погибли от вдыхания продуктов горения. Здание было оборудовано под клуб с на­рушением требований по­жарной безопасности в части горю­чести и токсичности при горе­нии отделочных мате­риалов. Если бы при отделке клуба применили менее горючие и ме­нее токсичные ма­териалы, многие люди смогли бы эвакуиро­ваться.

 

Последняя трагедия минувшего года

В ночь на 31 Декабря 2004 г. в результате пожара дискотеки в ночном клубе в столице Аргентины Буэнос-Айресе погибли 174 человека, ранения различной степени тяжести получили 410 человек. В момент возникновения пожара в ночном клубе, где проходил концерт популярной группы, находилось 6 000 человек. Большинство людей погибли и пострадали в результате отравления угарным газом. По данным полиции, большое количество жертв объясняется тем, что все запасные выходы из здания ночного клуба были закрыты. По предварительным данным, пожар вспыхнул из-за того, что один из посетителей взорвал в зале дискотеки петарду.

 

Необходима забота о беззаботных

Разные страны, разные нравы, но одинаково тяжкое горе утрат. Все эти пожары стали ка­тастрофами из-за нару­шений требований пожарной безопасности как при про­екти­ровании и строительстве, так и при эксплуатации учреждений с массовым пребы­ва­нием людей. Обилие легкогорючих и токсичных при горении синтети­ческих отделочных материалов, отсутст­вие систем дымо­удаления и незадымляемых эвакуационных пу­тей и выходов, перегрузка людьми помещений относительно малой площади и сложной лабиринтной планировки, преднамеренное закрывание администрацией запасных выходов, ненадёжность или отсутствие систем оповеще­ния и управления эвакуацией при пожаре, абсолютная неподготов­ленность персонала к действиям в чрезвычайной ситуации, - за эти просчёты уже не раз заплачено и ещё при­дётся платить ценой чело­веческих жизней.

Обеспечение пожарной безопасности ночного клуба, танцевального зала, игорного зала – это довольно сложная задача даже при однозначном целевом назначении помеще­ния. Задача становится ещё сложнее в обустройстве помещения двойного назначения. Эти помещения должны быть оснащены и как бомбоубежища, и как места массового пребы­вания людей с обеспечением их безопасности и возможности эвакуации в случае пожара. Ключевые требования к безопасности применительно к совмещаемым назначениям про­тивоположны. Интерьер бомбоубежища может быть аскетическим и даже неприглядным - интерьер дансинга должен быть роскошным. Для бомбоубежища главное – возможность доступа людей в него, причём число входов и время для этого не слишком ограничено, а для дансинга – возможность быстрой эвакуации людей наружу. Для бомбоубежища - изо­ляция от задымленной или токсичной наружной среды, в т.ч. с рециркуляцией и регенера­цией воздуха в помещении, а для дансинга - удаление продуктов горения из помещения наружу, с чем обычная вентиляция справиться не способна. Наконец, морально-психоло­гическое состояние обитателей помещения: обитатели бомбоубежища озабочены опас­ными обстоятельствами; обитатели дансинга настроены на беззаботный «отрыв» и при осложнении обстановки просто-напросто теряют разум.  

Совокупность требований безопасности к помещению двойного назначения (дискотека в бомбоубежище) удержать в голове практически невозможно. Вариант решения этой проблемы – пожарно-технический паспорт или паспорт безопасности с выделением мер, которые администрация должна контролировать в различные сроки, в т.ч. некоторые - ежедневно. 

Азартных игроков в казино и са­мозабвенных тан­цо­ров в дансингах обучить прави­лам пожарной безопасности и приучить к строгому соблю­де­нию пра­вил практически невозможно. В заботе о них, озабо­ченных в делах и беззаботных в развлечениях, необходимо создать такие условия, при кото­рых даже неподго­товленные люди имеют шанс ускользнуть живыми от неожи­данно обрушившейся на них смертельной опасно­сти. В дополнение к обустройству «бомбоубежище – дансинг» особое значение приобретает специальное противопожарное обучение ответственных за пожарную безопасность развлекательного заведения. Перечень подлежащих такому обучению известен: руководитель заведения и дежурные администраторы (менеджеры). Объём учебного курса – 80 ч, из них 40 ч – самостоятельная работа. Для сознательного усвоения учебного материала на примере конкретного развлекательного заведения учебный курс желательно растянуть во времени (например, на 2-3 месяца) и проводить его без отрыва от работы. Лучший вариант такого учебного курса - дистанционное обучение по E-mail с зачётом в самом заведении комиссией из представителей обучающей фирмы и госпожнадзора.

 

В отличие от торгово-производственных предприятий, предлагающих дорогостоящее «железо» для решения частных задач, мы предлагаем в качестве первой меры пожарной безопасности выполнить комплексную экспертно-обучающую услугу, включающую:

Пожарно-техническая экспертиза здания и помещений;

Разработка плана эвакуации людей из здания при пожаре;   

Разработка пожарно-технического паспорта здания и помещений;

Противопожарное обучение руководителей и дежурных администраторов;

Экспертиза (аудит) обоснованности требований госпожнадзора.

 

Некоторые новые трагические пожары, случившиеся после 2004 г.:

 

31 декабря 2006 г. в столице Аргентины Буэнос-Айресе пожар новогод­ней праздничной дискотеки унёс жизни 174 человек. Более 360 человек получили ожоги и ранения. Причиной пожара стали бенгальские огни, изготовленные кустарным образом и дающие мощный сноп искр. В огромном зале дискотеки в момент на­чала пожара находились от полутора до шести тыс. человек, которые пришли на концерт попу­лярной группы.

26 марта 2007 г. Пожар в Московском ноч­ном стриптиз-клубе "911", в результате которого погибли 10 человек, 4 человека попали в больницы. Среди погибших посети­тели увеселительного заведения и его стриптизёрши. Выбраться из стриптиз-клуба самостоятельно или с помощью пожарных смогли более 150 человек. Пожар начался после возгорания одежды на одном из пиротехников во время традиционного для клуба "911" огненного шоу, в котором использовали спирт. Вместо огнетушителей на стенах клуба висели муляжи.  

5 декабря 2009 г. в г. Перми при пожаре в ночном клубе «Хромая ло­шадь» погибли 148 человек.

 

 

О.М.Волков, директор ООО «Пожарный дом»

E-mail: firehouse2002@mail.ru. www.firehouse.narod.ru

Тел./факс: 976-03-34

 

 

  О.М.Волков. Анатомия коррупции в госпожнадзоре

 

Никто не сравнивал размер ущерба, наносимого биз­несу реаль­ными пожар­ными проис­шествиями и недобросовестными пожарными инспек­торами, но можно предпо­ло­жить, что угроза от коррумпирован­ного инспектора сильнее уг­розы пожара: по­жар "достаёт" лишь немно­гих, а инспектор по долгу службы может "дос­тать" каждого.

 В России борьба с коррупцией провозглашена как государствен­ная политика. Государственная дума обсуждает возможности исправле­ния ситуации посредством законодательства. Одни настаивают на уже­сточении административного и уголовного законодательства, другие считают более эффективными экономические меры. Не все отдают себе отчёт, что усилия государственных органов и служащих против корруп­ции - это усилия государства против самого себя, против государствен­ной власти, так как любого масштаба власть провоцирует к вымогатель­ству. Коррупцию, имеющую корнями государственную систему, унич­тожить невозможно. Коррупция бессмертна! Если коррупцию предста­вить как болезнь, то предметом настоящего обзора и дея­тельности на­шего консультационного предприятия является не хирургическое вме­шатель­ство посредством наказания за свершившуюся криминальную ак­цию, а терапевтическое ле­чение посредством предотвращения возмож­ности для реализации злого умысла.

См. Прейскурант на передачу выполненных работ.

 

 

О.М.Волков. Пожар Останкинской телебашни.

2005 год  -  5-летний «юбилей» пожара.

 

27 августа 2000 г., в воскресенье, во второй половине дня, мил­лионы людей увидели на экранах телевизоров пожар Останкин­ской те­лебашни, затем, когда "картинка" пропала, слушали по радио и читали в газетах подробности происше­ствия. Жи­тели Мо­сквы и Мос­ков­ской об­ласти испытали на себе последствия пожара – прекращение телевизи­он­ных пе­редач, наблюдали пожар воочию - с улицы, из окон квартир и с крыш домов, в ужасе ожи­дая, что красавица-башня вот-вот рухнет. Для многих этот пожар ушёл в небытиё. Но пожар был. Людям интересно и полезно узнать об этом пожаре под­робности.

Пожар телебашни, как любой пожар, особенно круп­ный, сконцен­трировал в себе хит­росплетения технических, экономических, психоло­гических, социальных, политиче­ских, даже философских проблем на­шего бытия и сознания. Этот пожар, как любой по­жар, пред­ставляет со­бой проявле­ние общих законов природы, техники, общества. Во мно­гих отноше­ниях, исключая потенциально возможные тяжкие по­следствия и общественный резо­нанс, этот по­жар в принципе не отличается от по­жара в офисе или жилой квартире. В об­щем понятии пожара как неконтролируемого горе­ния, наносящего ущерб жизни и здоровью лю­дей, иму­ществу и ок­ружающей среде, пожар телебашни – обычный по­жар на необыч­ном сооруже­нии. Если иметь в виду обучение на при­ме­рах, то пожар телебашни – нагляд­ное пособие по основам пожарной безопасности. Конечно, всё это на фоне того благоприят­ного факта, что башня под воздейст­вием не поддающегося тушению огня всё-таки устояла, а че­ловече­ские жертвы пожара не стали массо­выми.

Книга излагает и анализирует обстоятельства возник­новения, раз­вития, тушения пожара на Останкин­ской теле­башне. Содержит вве­дение, за­ключение и 6 глав: 1. Останкинская телебашня – со­ору­же­ние ХХ века. 2. Особенности по­жар­ной опасности и защиты башни. 3. Система обеспечения пожарной безо­пасно­сти. 4. Тушение пожара. 5. Анализ обстановки по­жара и дей­ствий по его тушению. 6. Уроки пожара.

Книга, соответствующая основам научных и практиче­ских знаний в об­ласти по­жар­ной безопасности, задумана и выполнена как популяр­ное издание для массо­вого чте­ния, как учебное пособие и противопо­жарная памятка для должност­ных лиц и на­селения с призывом к чита­те­лям индивидуаль­ными и коллективными усилиями в отноше­нии собст­венных жиз­ней и хо­зяйств извлечь урок из конкретного историче­ского события.

См. Прейскурант на передачу выполненных работ.

 

О.М.Волков. Эльдорадо Красного Петуха.

2005 г. - год Петуха. Людям особо опасен петух красный!

 

"Эльдорадо Красного Петуха" - эссе о юморе в пожарном деле.

Образ пожара и пожарного дела - образ ге­роический, скорее тра­гический, но не юмористический и уж никак не комический, хотя и на жестоком пожаре бывают хохмы. Как говорится, делу - время, потехе - час. Пожар­ному ничто человеческое не чуждо. Фанатик может жить на одном дыхании, а для нормального человека время от времени требу­ется передышка, раскрепощение, психологическая разрядка. Самое плохое, что я могу сделать на тему юмора о пожарах и пожарной охране, - взяться за выдумывание "юморин", а самое хорошее - рассказать о курь­ёзах службы, о том, что уже выдумано людьми и самой жизнью, о том, что случилось со мной и/или было предметом моих занятий. Не говоря уже о классических профессио­нальных потехах пожарных типа "Зачер­нили" или "Отстояли до фундамента", я был свидетелем импровизиро­ванных потех, сам по настроению потешался, в том числе по случаю тя­жёлых пожаров, если на них не было человеческих жертв. Я выуживал юморины из учебных и служебных документов, а также из зарубежных материалов по пожарному делу, переводом которых занимался в течение многих лет. В массе Слова и Дела юмор может быть как золото в золо­тоносном песке: без песка не будет и золота. Если юмор затруднительно выделить в чистом виде, в эссе он включен с сопутствующим "песком", без которого юмор не понять, так же как "песок" без юмора теряет цену.

См. Прейскурант на передачу выполненных работ.

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz